Десять месяцев – первая круглая дата для грудничка. К этому возрасту малыш многому научился. Ребенок уже окреп в физическом плане, может вставать у опоры.
Улучшается и его психоэмоциональное состояние. Важно стимулировать дальнейшее развитие малыша. Для подбора оптимального комплекса занятий, нужно знать, что должен уметь ребенок в 10 месяцев.
Особенности развития мальчиков и девочек
Развитие 10-месячного ребенка проходит очень стремительно. На данный процесс влияет половая принадлежность. Девочки меньше по росту и весу, чем мальчики. При этом в психоэмоциональном плане они развиваются быстрее.
Также на физическое становление влияют:
- врожденные и приобретенные болезни;
- генетика;
- питание (меню, режим);
- срок появления на свет;
- занятия (гимнастика, массаж, игры).
За десятый месяц жизни дети набирают около 450 г, вырастают на 1-1,5 см. Окружность головы и грудной клетки увеличивается примерно на 0,5 см. Каждый малыш растет в своем темпе.
Показатель | Девочки | Мальчики | Среднее значение |
Окружность головы, см | 41,5-46,9 | 42,9-47,9 | 44,2-45,4 |
Рост, см | 66,5-76,4 | 68,7-77,9 | 71,5-73,3 |
Окружность грудной клетки, см | 45,2-50,1 | 45,1-51,4 | 47,2-47,9 |
Вес, кг | 6,7-10,9 | 7,4-11,4 | 8,5-9,2 |
Увеличение физических показателей (веса, роста) в десятимесячном возрасте происходит уже не так интенсивно, как в первом полугодии. У младенцев улучшается координация движений. Это позволяет им быстро перемещаться по комнате ползком.
Продолжает совершенствоваться мелкая моторика. У многих детей в 10 месяцев уже есть 4 зуба. У грудничков активно развивается психоэмоциональная сфера, речь. Ребенок становится более социальным.
Особенности развития мальчиков и девочек приведены ниже:
- разговор. Девочки начинают говорить раньше на 3-4 месяца. Их словарный запас больше;
- звуки. Мальчики хуже реагируют на громкие звуки;
- распознавание лиц. Девочки с 4 месяцев уже узнают маму, папу, с опаской относятся к незнакомым. Мальчики начинают различать людей позже;
- зрение. Девочки хорошо видят двумя глазами, а мальчики – лучше левым. У представительниц слабого пола больше развито периферийное зрение, а у лиц сильного пола – пространственное;
- память. Мальчики лучше воспринимают информацию на слух. У девочек хорошо развита визуальная память.
Бывает, что различия в становлении детей разных полов незаметны. То, как скоро всему обучится ребенок, зависит от занятий, которые проводят с ним родители.
Динамика роста и веса
Вес ребенка в 10 месяцев, так же как и рост, зависит от многих факторов, поэтому нельзя однозначно всех деток подводить под «общий знаменатель». Необходимо учитывать изменения в динамике. А на них в значительной степени влияют следующие факторы:
- генетические особенности (если родители низкорослые и худые, кроха, скорее всего, будет таким же);
- вес, рост младенца при рождении;
- пол ребенка (статистически доказано, что девочки в среднем бывают ниже ростом на пару сантиметров, а также весят меньше на 500–700 г);
- вид, качество и количество прикорма, режим питания (ребенок должен кушать 5 раз в день);
- двигательная активность (насколько продуктивно малыш тратит полученную с пищей энергию, насколько полноценно восполняет энергозатраты);
- количество кислорода, получаемого ребенком во время игр на свежем воздухе (а значит, и длительность прогулок);
- режим сна (достаточное количество часов отдыха ночью и днем);
- психоэмоциональное состояние малыша, наличие психотравмирующих факторов;
- частота и тяжесть перенесенных заболеваний (часто болеющие малыши ослаблены, набор веса у них идет медленнее);
- наличие эндокринных заболеваний, нарушающих обменные процессы.
Поэтому, оценивая изменение физических параметров, педиатры отталкиваются от индивидуального развития и особенностей конкретного малыша, от его истории болезней. Сравнивать нужно прибавки самого ребенка в каждом месяце, а только затем, после тщательного анализа всех факторов, которые могли на это повлиять, делать выводы о том, насколько показатели малыша соответствуют средним показателям педиатрических нормативных таблиц.
Навыки и умения 10-месячного малыша
Заботливые родители интересуются, что должен уметь делать ребенок в 10 месяцев. Сравнение фактических параметров с нормативными, позволяет вовремя выявить отклонение и обратиться к доктору. Существует специальный календарь развития грудничков, в котором помесячно указаны способности и навыки здоровых детей.
Область развития | Навыки и умения детей в 10 месяцев |
Физическая | Детей больше интересуют маленькие предметы, чем крупные. Это способствует развитию мелкой моторики. Малыши в этом возрасте умеют:
Движения рук десятимесячных детей хорошо скоординированы. Малыш способен выполнять различные манипуляции с предметами (открывать и закрывать коробки, катать машинку, прятать игрушки). |
Социальная | Груднички начинают прислушиваться к речи окружающих людей, повторять простые слова, слоги за взрослыми. Они пытаются соотносить предметы с их названиями. Девочки стремятся заслужить похвалу. Мальчики становятся более предприимчивыми, самостоятельными. Дети пытаются копировать жесты, мимику, поведение взрослых. Ребенок начинает интересоваться другими детьми, старается находить с ними контакт. |
Психическая, речевая | Десятимесячные дети не только копируют взрослых, но и начинают проявлять свою индивидуальность. У них появляются предпочтения в играх, еде. Малыши пытаются настаивать на своем. Дети знают названия большинства предметов в доме и могут указать на них пальцем. Они узнают животных, продукты изображенные на картинке. Ребята активно реагируют на музыку: пытаются танцевать (раскачиваться, приседать, кивать головой), держась за опору. К концу десятого месяца малыши начинают произносить первые осознанные слова («мама», «дай»). С ребенком уже можно вести беседу: он способен отвечать на простые вопросы. Дети умеют хлопать в ладоши, махать рукой на прощание, есть и пить из посуды, собирать пирамидку. |
Рекомендации по выбору одежды для ребенка в 10 месяцев
Как только малыш начинает ползать и ходить, многие родители сталкиваются с проблемой, какую детскую одежду купить. Вещи для младенцев должны быть удобными, качественными и выполненными из натуральных материалов. Чтобы ребенку было комфортно одежда должна быть бесшовной и не сковывать движений. Также при выборе детской одежды необходимо учитывать погодные и температурные условия.
Недоношенные малыши на 10 месяце жизни
Недоношенными называют детей, появившихся на свет раньше 37-ой недели беременности. Вес таких младенцев меньше 2,5 кг.
В зависимости от срока рождения и массы тела, выделяют четыре степени недоношенности:
- к первой относятся дети родившиеся на 35-36-ой неделе вынашивания. Их рост варьируется в пределах 40-47 см, а вес – 2-2,5 кг;
- вторая степень недоношенности – это малыши, родившиеся на 33-35-ой неделе беременности. Их масса тела составляет 1,5-2 кг, а рост – 37-40 см;
- к третьей степени относятся дети родившиеся на 31-33-ей неделе. Их рост не превышает 37 см, а вес – 1,5 кг;
- четвертая степень недоношенности является самой тяжелой. Такие дети рождаются на 29-31-ой неделе беременности с весом менее килограмма и ростом меньше 35 см.
При правильно подобранном питании и уходе, недоношенные дети уже к годовалому возрасту догоняют малышей, появившихся на свет в срок. Ниже приведена таблица физических показателей детей 10 месяцев, которые родились ранее 37-ой недели.
Степень недоношенности | |||||||||||
Четвертая | Третья | Вторая | Первая | ||||||||
Прибавка | Вес | Прибавка | Вес | Прибавка | Вес | Прибавка | Вес | ||||
в весе | в росте | в весе | в росте | в весе | в росте | в весе | в росте | ||||
450 г | 2,5 см | 5,6-6,2 кг | 500 г | 1,7 см | 7,5-8,0 кг | 400 г | 0,8 см | 7,8-8,3 кг | 400 г | 1,5 см | 8,1-8,6 кг |
Дети 1-2 степени недоношенности в десятимесячном возрасте уверенно стоят у опоры, ползают. Они отзываются на свое имя и улыбаются, когда с ними начинают разговаривать родные люди.
Мышцы спины уже достаточно окрепшие. Это позволяет малышу сидеть прямо. Младенца интересуют бытовые предметы. Его игровые действия становятся более разнообразными.
Дети 3-4 степени недоношенности делают попытки вставать у опоры, совершать первые шаги вдоль перил. В их речи появляются слоги. Во время общения с младенцем можно заметить, что он понимает то, о чем ему говорят.
В десять месяцев малыши показывают пальцем на те предметы, которые называют взрослые.
Физиология малыша
Ребёнок повзрослел, стал очень активным, уже тратит намного больше энергии. И как результат, малая прибавка в весе. За последний месяц малыш может набрать всего 300 грамм, а вырасти лишь на сантиметр. В среднем десятимесячный ребёнок весит от 8 до 10,5 кг, имеет рост от 71 до 75 см.
Мой сын весил 10 кг 400 грамм, а рост у него был – 76,5 см.
Каковы же изменения в физиологическом развитии уже можно наблюдать у ребёнка:
- Слушает, о чем говорят родители, пытается повторить услышанные слова.
- Смеётся, когда с ним сюсюкаются и шутят.
- Радуется, когда с ним начинают играть.
- Любит играть пирамидкой из разноцветных колец.
- Часто играет с мелкими объектами. Это развивает мелкую моторику ребёнка, но в тоже время есть риск, что малыш что-то положит себе в ротик, так что не оставляйте его без присмотра.
- Любит кидать разные предметы и смотреть, как они падают.
- Умеет самостоятельно сидеть, с лёгкостью ползает, пытается ходить, держась за маму или кроватку.
- Уже в состоянии жевать, но только измельчённую пищу.
- Проявляет интерес к другим малышам.
- Пытается сделать первые шаги.
- Самостоятельно держит чашку и ложку.
- Умеет забираться и спускаться с кровати.
- Одной рукой одновременно может держать два предмета.
- Ему очень важно услышать похвалу от взрослых, особенно от мамы.
- Проявляет страх перед чужими и паникует, когда остаётся в незнакомом месте.
- Выполняет маленькие просьбы родителей.
Как своевременно определить отклонения от нормы?
Не у всех детей развитие идет по плану. Вследствие определенных физических и психических отклонений, у некоторых малышей наблюдается задержка в развитии. Отчетливыми нарушения становятся ближе к третьему году.
Но заботливые и внимательные родители смогут обнаружить некоторые симптомы отклонений и на десятом месяце жизни ребенка. Немецкий педиатр Т. Хелльбрюгге выделил ряд признаков, по которым можно заподозрить физические и психические нарушения у малышей.
Сфера развития | Признак отклонения |
Двигательные умения | Лежа на животе, малыш неспособен самостоятельно перевернуться набок, спину. Ребенок не может ползти вперед, плохо удерживает равновесие. |
Мелкая моторика | Малыш не пытается пить из чашки, сдергивает с головы шапку. |
Слух, зрение | Младенец не реагирует на громкие звуки, не выделяет из окружающей среды яркую игрушку, расположенную в его поле зрения. Малыш не стучит кубиками, не отзывается на собственное имя, не знает смысл слова «нет». |
Речь | Грудничок не выговаривает повторяющиеся одинаковые слоги («ма-ма», «да-да», «на-на»). Ребенок не способен воспроизводить за взрослым простые звукосочетания. Он не машет рукой на прощание, не качает головой в знак отрицания. |
Социальная сфера | Малыш не различает чужих и родных людей, не боится и не стесняется незнакомых. Когда у младенца отбирают игрушку, он не выражает недовольство. Грудничок не имитирует действия взрослых. |
Родителям нужно внимательно следить за состоянием грудничка. Чтобы не пропустить развитие болезни, надо ежемесячно проходить профилактический осмотр у педиатра.
Развитие психологических навыков
- Малыш внимательно вас слушает и осознаёт, о чём вы говорите.
- Пытается повторять услышанные звуки.
- Может показывать на предметы, о которых говорят или которые хочет, чтоб ему подали.
- Смеётся, если слышит весёлую историю.
- Ребёнок во всём пытается быть похожим на родителей.
Мы покупали сыночку игрушечный телефон, посудку. Он был счастлив, что тоже может вести себя, как взрослый.
- Кроха уже регулярно машет вам на прощание.
- Радуется, когда его хвалят и обижается, когда ругают или не дают что-то делать.
- Разбрасывает игрушки и другие вещи по всей комнате.
- Интересуется своим телом и сравнивает себя с другими детками. Малыш может захотеть потрогать носик, ушко соседского ребёнка.
- Уже хорошо работает долговременная память. Малыш помнит, куда вы что-то положили и с лёгкостью найдёт это и через день.
Развивающие занятия и игры
В период бодрствования нужно играть с малышом, проводить обучающие занятия. Необходимо совершенствовать имеющиеся и развивать новые способности, навыки. Для этого рекомендуется приобрести ряд полезных предметов.
Для умственного, физического, сенсорного развития, совершенствования бытовых навыков у ребенка должны быть такие игрушки:
- пирамидки;
- погремушки;
- деревянные либо пластмассовые разноцветные кубики;
- мячики;
- машинки;
- ксилофон, пианино;
- пластмассовые детские чашки, тарелки;
- телефон;
- мягкие игрушки (куклы, животные, персонажи мультфильмов).
Развивающие игры и занятия для десятимесячных детей:
- машинки. Взять две машинки: одну дать ребенку, а вторую оставить себе. Катать по полу детские автомобили, приговаривая «би-би» или «ду-ду». Хорошо, если есть игрушечный грузовик. В нем можно катать плюшевого медвежонка или куклу. Игра развивает моторику и мышление;
- телефон. Взять детский телефон, приложить трубку к уху и сказать: «Привет, это мама». Передать трубку ребенку и попросить его тоже что-то сказать («мама», «баба»). Малыш поймет, для чего нужен телефон. Игра способствует становлению речи;
- мячик. Надо катать мяч по направлению к ногам малыша и обратно. Можно аккуратно подбрасывать игрушку. Также следует катать мяч к шкафу, кровати, мотивируя двигаться ребенка в определенном направлении. Игра развивает малыша в физическом плане;
- колокольчик. Дать грудничку колокольчик и предложить издать с его помощью звонкий звук. Это способствует пониманию причинно-следственных связей.